Ассоциации

Учимся с помощью ассоциаций.

Для чего нужно развивать ассоциативное мышление? И что это вообще такое? Если ещё не знаете, самое время узнать и взять на вооружение.

Что же такое ассоциация?

Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие). К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д.

          Задачи ассоциативного мышления:

— создавать новые оригинальные идеи;

— развивать воображение и фантазию;

— образовывать смысловые связи.

         Классификация ассоциаций

Выделяют несколько классов ассоциаций:

по сходству (костёр – спичка);

по близости во времени и пространстве (тесто – пирог, цветы – клумба);

по противоположным качествам или по контрасту – (яркий – тусклый, жидкий – густой);

причинно-следственные (травма – боль, лук – слёзы).

Ассоциировать слово можно не только с другим словом (лексическим обозначением объекта), но и с признаками объекта (запахом, цветом, образом, ощущение, воспоминанием, символом и т.д.)

Развивать ассоциативное мышление стоит, ведь у человека по многим причинам довольно ограниченный круг ассоциаций, а это не позволяет ему воспользоваться всеми возможностями ассоциативного мышления. Кроме того, оно помогает развивать память.

         Простые упражнения

Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.

Упражнение 2. Создаём ряд ассоциаций.К придуманному слову подбираем слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.

Упражнение 3. Один признак.Наша задача к двум словам подобрать ассоциации по заданному признаку. К примеру: тёмный и большой (лес, двор).

Упражнение 4. Оригинальные ассоциации.Мы создаём непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.Часто такие простые упражнения находят место на обычных школьных уроках. И не зря! Такие развивающие минутки на уроках стимулируют мышление ребят, это помогает им писать сочинения, анализировать какую-то информацию, более прочно и просто запоминать информацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *