Грамотность — врождённая или приобретённая?

Раньше для получения статуса «грамотный» необходимо было всего навсего лишь научиться читать. У тех, кто умел писать и считать, этот статус становился ещё выше.
Сейчас трактовка вопроса выглядит немного иначе. По-настоящему грамотными могут себя считать лишь те, кто в совершенстве владеет правилами, определённым уровнем знаний и навыков, может похвастаться сформированным самосознанием и удивить окружающих своим критическим мышлением.
Принято считать, что грамотность очень часто бывает врождённой. Иначе чем можно было бы объяснить способность некоторых людей, и в особенности детей, не знающих всех правил, не делать ошибок при написании?
На самом деле «грамотность» — не совсем врождённое понятие. Родиться абсолютно грамотным человек не может. Гораздо позже, вместе со способностью правильно писать и выражать свои мысли, построятся принципы грамматической логики, которые будут отсеивать всё ненужное, редко повторяющееся, и оставлять главное, часто повторяющееся.
Однако далеко не всем дано плыть с закрытыми глазами в информационном пространстве.
На первый взгляд, жизнь «безграмотных» людей ничем не отличается от жизни «грамотных». Вот только им гораздо труднее учиться, тетради пестрят исправлениями, дневник заполняется недооценками, а родители самозабвенно начинают борьбу с проблемой всеми доступными им средствами. И есть ведь ради чего. Грамотность сама по себе — это тот самый базовый фундамент, на котором строятся основные аспекты развития человека как личности.
Для начала хорошо было бы определиться с ответом на вопрос: «Почему всё так случилось?»
Первой причиной может быть наличие редкого заболевания «дислексия» («словесная слепота»), характеризующегося частичным нарушением письменной речи и затруднением в обучении чтению и письму. Люди с таким недугом больше молчат, думают и делают, зато они лучше ориентируются в пространстве, потому что у них сильнее развиты визуально-пространственные способности. По статистике каждый 12-й человек планеты страдает дислексией в разной степени.
Второй причиной можно назвать «дисграфию» — частичную неспособность овладеть письмом при абсолютно нормальном развитии интеллекта.
Тренировка памяти и внимания даст неплохие результаты. Есть специальные лингвистические курсы языка, повышающие грамотность, помогающие овладеть практикой языка, преодолеть свою неуверенность и страх, вспомнить забытое, научиться маленьким логическим хитростям. Одно из самых доступных средств — читать! Все тексты — будь то книги, журналы, газеты, справочная литература — написаны грамотно.
В последнее время часто стали озвучивать ещё и такой термин, как «рингофобия» стойкое нежелание чтения, вызванное чаще всего детской психологической травмой (наказаниями, запретами, ущемлениями желаний). Психологи называют такое состояние «школьный» невроз. Они же могут это исправить.
Чем раньше определится причина, тем лучше. Потому что иначе как следствие будет происходить ослабление отдельных участков головного мозга. А в таких вопросах помощь хороша вовремя.

Подготовлено: Галиной Монаховой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *