Заметки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»

В книге Ю.Б. Гиппенрейтер довольно большая глава посвящена теме:

Активное слушание. Что же это такое?
Активное слушание представляет собой один из методов налаживания эмоционального контакта с ребенком во время какой-либо критичной ситуации (ребенок расстроен, плачет и т. д. ). Как пользоваться этим методом?

Необходимо постоянно давать ребенку понять, что он услышан. ☝

Для достижения этой цели используются конкретные и, на первый взгляд, легко выполнимые указания:

1) Если ребенок высказывает вам какую-то проблему, в ответ необходимо озвучить другую формулировку его проблемы абсолютно нейтральным тоном. Пример: ребенок говорит: «Я не буду больше ходить в эту школу!!!»; не правильная реакция родителей: «Что это за капризы!!!» — строгим тоном, «Конечно, за чем нам эта школа? Шагай сразу в институт!» — шутливый тон, «Ну не хочешь — не ходи» — безразличный тон. Правильная реакция родителей: «Ты расстроен и больше не хочешь ходить в школу» — нейтральная интонация (не вопрос!). Таким образом, мы даем ребенку понять, что правильно трактуем его эмоциональное состояние. Дело в том, что в момент эмоциональной слабости, ребенок не нуждается ни в шутке, ни в совете, ни в нравоучениях. А вот ваше понимание ему совершенно необходимо.

2) Держим паузы. У вас бывало такое, что в момент сильных эмоциональных потрясений очень трудно сразу начать говорить, особенно, если собеседник спрашивает: «Что случилось?». Так и хочется ответить: «Ничего!». Поэтому, если в комнату зашел ваш расстроенный сын или плачущая дочь, не стоит сразу накидываться с роем вопросов, лучше дать ребенку немного успокоиться и самому начать разговор.

3) Зрительный контакт. Все мы бываем очень заняты домашними делами или, например, подготовкой отчетов на работу. Но! Если вы собрались активно послушать ребенка, все ваши дела должны уйти на второй план. То есть, мы откладываем кастрюли, газеты или что-то еще и поворачиваемся лицом к ребенку. Только после этого мы начинаем строить наше общение.

4) Озвучиваем эмоциональное состояние ребенка. В примере из первого пункта дан абсолютно верный родительский ответ. Заметьте, он состоит не только из повторенной мысли ребенка, но и из обозначения его эмоционального состояния: «Ты расстроен и больше не хочешь ходить в школу». Очень важно дать ребенку понять, что он не только услышан, но и его чувства правильно истолкованы. Испытывает ли ваш ребенок страх, стыд, обиду или гнев — обязательно обозначьте его чувства.
Очень важно отметить, что по средствам активного слушания, вы не решите проблему связанную, например, с плохим поведением ребенка или какую — либо другую. Вы сможете понять истинные причины проблемы, больше узнать о ней и наладить эмоциональный контакт с ребенком. Для решения конкретных проблем используются совсем другие воспитательные подходы.

Подготовлено Екатериной Корягиной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *