Передать ребенку дух правды и справедливости

В сегодняшней статье мне захотелось поделиться небольшим отрывком из книги «Педагогика для всех», написанной советским и российским публицистом и журналистом, теоретиком педагогики, Симоном Львовичем Соловейчиком. Факт, что у детей обостренное чувство справедливости известен многим, и поработав с детьми, я это явно ощутила. Меня всегда удивляло, как покорно, зачастую, они способны признать свою неправоту, особенно коллективно, а еще поразительнее – как быстро они считывают условия игры, когда кто — то один переступает запреты, нарушая справедливость, и остается безнаказанным… Вывод один – ни на секунду не забывать, что дети – наше зеркало. Справедливость, очевидно, это то, чего катастрофически не хватает современному миру, но если она так присуща этим маленьким людям, куда же она исчезает со временем? И почему? «Совесть есть у всех. И есть тысячи способов успокоить совесть, заглушить ее. Дети занимаются этим постоянно. Ребенка мучит совесть: плохие отметки по математике. Сейчас же находится оправдание: а зачем мне математика? Я математиком становиться не собираюсь. Или он переносит свои качества: все плохие, все дураки, все воруют! Или он всех держит в виноватых. Или, бывает, уходит в свои болезни. Способов защиты от самого себя много. И мы сталкиваемся с одним из очень трудных вопросов педагогики: эти детские и юношеские разглагольствования, эти рассуждения типа «зелен виноград» и «ничего страшного», эти сделки с совестью – большая опасность в духовном развитии ребенка. Не то страшно, что плохо учится, а страшно, что у него еще и совесть спокойна, нашел оправдание. Да, мы не всегда настолько сильны, чтобы поступать лишь по совести, но мы должны понимать свою слабость именно как слабость. Деликатнейшее дело – воспитание совестливости! Будет ли ребенок совестливым человеком, будет ли он исполнять требования совести – это целиком зависит лишь от одного обстоятельства: насколько законы совести будут воплощаться в жизнь вокруг него. Другими словами – насколько люди будут справедливы. Дети нуждаются в повышенном по сравнению с обычной жизнью уровне справедливости. Холод, голод, всевозможные лишения – ничто не страшно ребенку так, как несправедливость. Создать вокруг своего ребенка зону полной справедливости родители не могут, но то, что мы можем дать, мы дать обязаны. Если же вместо того, чтобы годами показывать детям пример справедливости, мы начнем сводить счеты: ты со мной несправедливо поступил – ну и я с тобой так же; если мы видим справедливость не в решении проблем, а в бесконечной череде наказаний и наград, если нам кажется, будто мир устроен по принципу «баш на баш», за добро – поощрение, за проступок – наказание, то мы только подрываем веру в правду. И бесконечно и безвозвратно ослабляем духовные силы ребенка. Ребенок поступает не по совести, совесть спит в нем? Значит, вокруг него ослаблен фон справедливости – другой причины нет. Надо не чтобы ребенок поступал честно – он научится. Надо, чтобы мы поступали честно в его глазах. Чтобы он чувствовал наше стремление к правде, чтобы незаметно передавался ему дух правды и совести. Справедливость, то есть поступок по правде, детям, как и всем людям, важнее еды, сладостей, игрушек и даже любви. Правда живет без нас, справедливость творится нами. Следовательно, совестливость появляется у детей, когда в мире – правда, в родителях – справедливость. Притом без напоминаний о совести, без обращения к совести»

Подготовленно: Анной Михеичевой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *