Почему большинство детей не хотят учиться в школе?

  Почему большинство детей не хотят учиться в школе?  

0_thumb1В последние годы я, также как и многие влюбленные в свое дело преподаватели, задаюсь вопросом, почему большинство детей не хотят учиться в школе. Убедительный ответ на него дает директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ А.М. Сидоркин: «Дети не хотят учиться, потому что учеба – это многолетний подневольный труд, продукты которого никому, очевидно, не нужны. Важно не то, что детский труд в школе никак не компенсируется, сколько то, что его конкретные продукты никем не используются. Это создает специфическую форму отчуждения человека от продукта своего труда. Таким образом, нежелание учиться есть не столько симптом болезни, сколько индикатор глубинной сущности образования, его необходимый и существенный компонент».

В наше время школьное образование преимущественно сводится к тому, что ученики получают готовые ответы на незаданные вопросы, их главными добродетелями, хотя и неявно (а иногда и вполне открыто), признаются послушание и прилежание. Учителю нужен удобный ребенок. Послушания и прилежания требуют не только учителя от своих учеников, но и директора от учителей, и чиновники от директоров школ и т.д. Существующая практика массового образования не только базируется на порабощении ребенка, принуждении его к обучению. Она обращена по преимуществу в прошлое, ориентируясь на воспроизводство привычных ментальных стереотипов, устоявшихся образцов культуры, привычных норм мышления, деятельности, общения, поведения.

Однако еще в 20-е гг. ХХ столетия, в эпоху расцвета индустриального общества, педагог Уильям Килпатрик указывал на объективные предпосылки необходимости преодоления традиционного консерватизма школы. «Мы должны… изобрести такую относительную систему образования, которая считалась бы с фактом непрерывного роста перемен». Мне кажется, необходимо попытаться преодолеть или хотя бы смягчить это противоречие, необходимо, чтобы образование соответствовало интересам самого ребенка, было приближено к его потребностям, естественным образом проистекало из условий и особенностей его жизни и его окружения.

В современном обществе динамика изменений настолько высока, что у молодежи возникает такой опыт, которого не было у взрослых, и старшие вынуждены учиться у младших. Детям предстоит жить в мире, который не знали их родители, который все более стремительно и радикально меняется на протяжении жизни одного поколения. Образование должно способствовать росту и развитию подрастающих индивидуумов не посредством формирования у них стереотипов поведения, пришедших из прошлого, а готовя к жизни в неведомом будущем.

Из изложенного выше вывод один: необходимо создать такую модель образования, такую модель «Новой школы», которая бы скомпенсировала недостатки устоявшейся старой модели. Полагаю, что к этому открытому вопросу нам придется вернуться еще не раз……

Подготовлено Екатериной Полушкиной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *