«Сегодня я паровозик», или Игры с перевоплощением от 3 до 5 лет

Игры с перевоплощениями (или имитационные игры) близки к ним по содержанию, только ребенок для изображения новых предметов использует не вещи, а свое собственное тело и голос.

Некоторые дети склонны заявлять окружающим о том, кем они являются сегодня. Например, вы можете услышать фразу: «Сегодня я паровозик» — в качестве комментария к тому, что ребенок уже час передвигается по дому мелкими шагами, издавая звуки «чух-чух-ту-ту». Завтра ребенок уже может стать котиком, медведем, продавцом мороженого и т.п.

В этот возрастной период встречаются и более сложно организованные игры, где ребенок сочетает изображение двух образов, например кошки и котенка, включая в свою игру и какие-то элементы взаимодействия этих персонажей.

В качестве объектов подражания выступают не только предметы, но и люди. Для многих детей это возраст «дразнилок», когда общение с ними может стать испытанием даже для близких, так как они постоянно имитируют кого-то отсутствующего в данный момент или передразнивают говорящего с ними взрослого.

Этот раздражающий некоторых родителей этап в развитии детской игры очень важен. Во-первых, он свидетельствует о более последовательной работе воображения и памяти, ведь ребенок, исполняя самостоятельно роль какого-нибудь предмета или человека, как правило, не опирается ни на какой зрительный образ, присутствующий в данный момент.

Во-вторых, имитационная игра — это важный шаг при переходе к настоящей ролевой игре. Игра с перевоплощением позволяет ребенку реализовывать свой замысел пока в одиночку, но это можно считать тренировкой перед сложными совместными играми детей, где каждый исполняет какую-то роль.

В-третьих, «побыть в чьей-то шкуре» или «поставить себя на чье-то место» — это способ познания окружающей реальности даже для взрослых. Таким образом внешняя реальность становится близкой и понятной нам, то есть частью нашего внутреннего мира.

Если вы заметите такие новые моменты в игре вашего сына или дочери, знайте, что ваш ребенок проделал большой путь и близок к переходу на качественно иной уровень игры, о котором вы сможете прочитать ниже.

Если же вы все это заметили, порадовались за интеллектуальное развитие своего ребенка, но содержание его имитационных игр или образцы для подражания, которые он выбирает, вызывают у вас беспокойство, то вам необходимо учитывать некоторые особенности детей и условия, способствующие подражанию.

Так как вряд ли кого-то из родителей заботит имитация их малышом кошки или дерева, то перейдем сразу к вопросу о том, что нередко агрессия и антисоциальное поведение становятся предметом подражания для детей. Чтобы понять, почему это происходит, нужно учитывать несколько факторов.

Во-первых, ребенок склонен «переваривать» посредством имитационной игры новые и яркие впечатления, полученные им в последнее время.

Во-вторых, имитационные игры в значительной степени изображают мир взрослых. Поэтому родителям стоит быть особенно внимательными и критичными к своему поведению в этот возрастной период ребенка и к тому, какие люди его окружают.

В-третьих, и дети и взрослые склонны подражать людям, занимающим высокое социальное положение. Это касается уже более серьезного и систематического подражания, которое может накладывать отпечаток на манеру поведения и образ жизни в целом.

В-четвертых, уверенные в себе дети меньше склонны к подражанию, чем дети с низкой самооценкой, ощущающие зависимость от окружающих людей и потому более склонные их копировать, чтобы почувствовать близость с ними и их одобрение. Соответственно, общаясь со своим ребенком уважительно, веря в его способности и привлекательность, вы тем самым помогаете ему стать независимым и полагаться больше на свои мысли и желания, чем на увиденный образец.

Источник: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301174.shtml#a4

Подготовлено: Ольгой Бырихиной

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *