Эйдетика – что это?

Мы живем в информационном обществе, ежедневно каждый из нас окунается в поток информации, который льется на нас отовсюду: из интернета, телевизора, книг, рекламы и т.д. Этот поток настолько велик, что в психологии появились термины «информационный стресс» и «информационная перегрузка». Усвоить всю «входящую» информацию невозможно, да и не нужно. А вот научиться грамотно с ней работать может стать весьма полезным умением. Быстро анализировать, отфильтровывать ненужное, прочно усваивать важное – это необходимо и взрослым, и детям.

Существуют современные методики, позволяющие детям развивать мышление, речь, память, воображение. Одна из них – эйдетика. В переводе с греческого «эйдос» означает образ. А эйдетика – это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Эйдетические образы отличаются от образов восприятия тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие.

 Эйдетика — историческая справка

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Но, из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности.

Однако, уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич. Здесь учатся работать с информацией, запоминать по специальной методике большие объемы текста, развивают память, образное мышление и воображение.

И, наконец, на сегодняшний день эйдетика получила вполне официальное признание — в мире успешно работают около 5000 инструкторов-преподавателей.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Еще одно важное преимущество эйдетического обучения – ребенок учится радостно, что делает его более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.

Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приемы эйдетики можно использовать и без занятий в специальном кружке, а непосредственно на уроке, при выполнении домашних заданий.

Использованы материалы интернет ресурсов:

http://zhenskayatema.ru/ejdetika-chto-eto-ejdetika-dlya-detej-uprazhneniya-dlya-razvitiya.html

http://www.vse-pro-detey.ru/uprazhneniya-ejdetiki-dlya-detej/

http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=2517:eydetika-kak-metod-razvitiya-pamyati-i-povisheniya-gramotnosti-v-sovremennoy-shkole&catid=77:organization-of-educational-process

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Подготовлено Ольгой Бырыхиной

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *